Знакомство со старой генуэзской крепостью Кафа в Феодосии стоит начать с башни Святого Константина. Стоит она в городском парке чуть западнее железнодорожного вокзала. Башня датируется 1382 годом - строили её генуэзцы для защиты портовых сооружений своей колонии - крепости Кафа. Ещё во времена Айвазовского башня стояла на берегу моря. Но с увеличением осадки судов, в порту пришлось насыпать пирс, и башня оказалась посреди городского парка.
Это довольно старое фортификационное сооружение предвратного типа. У подножия башни находятся остатки более позднего турецкого форта барбакана - полукруглого предвратного укрепления, в каменной кладке которого встречаются основания более древних греческих колон. На круглых торцах которых высечены едва заметные, возможно итальянские, а возможно армянские, узоры.
Комплекс предвратных укреплений ещё назывался арсенальным, так как в его казематах хранились запасы оружия тех лет - алебарды, шпаги, арбалеты, копья, каменные пушечные ядра и множество другого армейского имущества. Уже в наше время барбакан был изуродован и сейчас предвратные укрепления закрыты забором и находятся в аварийном состоянии. А во времена генуэзцев башня с барбаканом служила восточным форпостом крепости. При генуэзцах располагавшиеся рядом ворота носили имя Георгия Победоносца, а при турках с 1475 года — Агли-Капу (Ворота всадника).
Обратите внимание, позади меня, на вершине башни видны шипы-мерлоны, которые венчают тройным аккуратным поясом башню Святого Константина. Мерлоны прикрывали лучников во время ведения огня по неприятелю штурмующему крепость. И что характерно, это единственная часть укрепления выполненная из красного обожжённого кирпича. Можно представить на сколько в четырнадцатом веке это был дорогой строительный материал. А вот остальная часть башни выполнена из тёсаного каменного бута - мраморовидного известняка и если внимательно присмотреться, то можно заметить, что швы между камнями, до сих пор аккуратно затёрты известковым раствором.
В старину, от башни под крепостными стенами через весь город в сторону цитадели тянулась дорога, которая затем делала плавный изгиб и у горы Митридат под Доковой башней спускалась к морю. Этой дорогой горожане пользуются и сейчас - контур современной улицы Горько повторяет старинные укрепления, а тянущаяся вдоль улицы бульварная алея это и есть остатки вала и стен.
К стати, по улице Горького никуда не сворачивая вы через 1,8 километра выйдите к Карантинному холму, на котором на вершине которого находятся остатки цитадели. По пути у забора "Феодосийского судномеханического завода" вам встретится интересный памятник - якорь крейсера "Красный Кавказ" который тот потерял в феодосийской бухте во время высадки десанта в январе 1942 года. Это всё, что осталось от крейсера типа "Светлана", последнего из кораблей царской закладки, достроенных при Советском союзе. Корабль прошёл всю войну и был затоплен 21 января 1952 года в качестве корабля мишени в 15 милях к югу от мыса Чауда, при испытаниях "Кометы" - противокорабельной самолёторакеты.
За якорем пройдите немного вверх и вы окажитесь на перекрёстке улицы Горького и Карантинной, То есть рядом с крепостными воротами, точнее тем, что от них осталось до наших дней. И тут следует сделать небольшое отступление по поводу карантина.
Жарким и сухим летом 1346 года золотоордынский хан Джанибек оказался у стен и главных Южных городских ворот генуэзской фактории Кафа, на месте той самой улицы которая нынче носит название Старокарантинная. Хан решил брать крепость - иначе зачем было из Орды вести войско в Крым. Но вслед за войском вместе с караванами с востока пришла чума. В войске была жуткая антисанитария и вспышка болезни не заставила себя долго ждать. Хан приказал забрасывать город с помощью катапульт чумными трупами, а вездесущие крысы и мыши в месте с блохами сделали своё дело - началась величайшая в истории пандемия чумы унесшая по оценкам историков 2/3 населения Европы. Сбежавшие из города генуэзские купцы разнесли заразу по всей Европе. Не находите аналогию с современным состоянием дел? А что же Джанибек? Он отказался брать город, когда измождённые эпидемией горожане открыли ворота и сдались на милость победителю - хан Джанибек не рискнул входить в город и просто ушёл.
Кстати, крепость Кафа, в отличии от Генуэзской крепости в Судаке до сих пор жилая. Интересно каково это жить на холме и в доме с историей в две с половиной тысячи лет? Но в отличии от Судакской крепости, местная сохранилась плохо.
После взятия укрепления русскими войсками под командованием князя В.М. Долгорукова-Крымского, крепость просо на просто растащили на стройматериалы. А вот в Судаке было иначе. Тамошняя крепость была не жилой и вставший на её территории конный эскадрон устроил там казармы, тем самым спасши памятник крепостной архитектуры от разграбления. Ну и в годы великой отечественной войны оставшиеся крепостные стены и башни активно обстреливались корабельной артиллерией - город ведь два раза переходил из рук в руки...
И теперь вот в старом городе от былого величия осталась только башня Клемента да башня Криско.
Если вы пойдёте на юг в гору по Старокарантинной улице и пройдя по Генуэзскому мосту свернёте на улицу Башенную, то меньше чем через километр вы выйдите к загородной башне Джованне Де Скафа, которая была южным городским форпостом города. Причём самого моста вы даже не заметите - это сооружение полностью скрыто от глаз асфальтом и сорной травой, мусором и какими-то постройками. Кому интересно - вот это место где сохранились остатки моста через горную реку а ныне городскую сточную канаву:
А вот и круглая башня Джованне Де Скафа, служившая защитой главенствующей над городом высоты и старинного городского водопровода и речушки несущей свои воды в старый город. Кстати именно по этой самой причине башня была круглой - что бы держать круговую оборону. А башни города не имеют внутренней стены - только три наружных. Если неприятель сможет ворваться в такую башню в ней сложно будет обороняться, так как она простреливается из города. А вот гарнизон круглой загородной башни Джованне Де Скафа должен был держать оборону самостоятельно, от того у башни по всему периметру стены.
Под башню ведёт засыпанный землёй ход или лаз. Может быть это подземный ход в город, а может быть просто вход в каземат или саму башню - должны же были люди как-то попадать во внутрь, а это отверстие единственное, что осталось.
В крепости есть ещё одна загородная башня - башня Святого Фомы. Стоит на высоте по улице Сейсмической. Это даже не улица, а скорее горный переулочек ведущий к месту с которого открывается захватывающий вид на всю портовую зону и Феодосийскую бухту. Вот это место и стерёг генуэзский гарнизон во времена фактории. А всё потому , что отсюда прекрасно видно что происходит в крепости. Всё-таки генуэзцы были не только толковыми купцами, но и вояками. К сожалению башня сохранилась плохо и является частью какого-то подворья.
Но снова вернёмся в крепость там ещё есть, на что посмотреть. В период своего расцвета, когда население крепости по оценкам историков достигало семидесяти тысяч человек периметр её стен был почти пять с половиной километров. Поверьте, это очень много. Сейчас на остались лишь стены в южной части города венчающееся на отрогах Тепе-Оба слабо сохранившимися укреплениями в которых просматривается ров и остатки башни. А в самой крепости прекрасно сохранилось несколько церквей и последняя стоящая прямо у моря Доковая башня. К западу от башни к морю плавно спускается удобная ложбина в которой наверняка доковали деревянные суда средневековья. Сейчас в этом месте войсковая часть проход закрыт.
А вот на церквях стоит остановится отдельно. Всего их четыре:
церковь Иоанна Предтечи (1348 год);
церковь Святого Иоанна Богослова (XIV ст.);
церковь Святого Георгия (XIV ст.);
церковь Святого Димитрия.
Церковь Иоана Предтечи действующий храм относящейся к православной конфессии. Изначально церковь строилась как армянская в XIII—XIV веках рядом с Генуэзской крепостью в укреплённом армянском районе — Айоц берд (армянская крепость). Но после того как в 1778 году Александр Васильевич Суворов по приказу Екатерины Второй переселил армян и христиан в северное Причерноморье, храм пришёл в упадок и со временем стал относится к православной конфессии.
Об армянском прошлом храма напоминают лежащие у входа могильные плиты с родовыми гербами.
Греческая церковь Святого Георгия Победоносца - ныне закрыта из-за ветхости. Строение требует реставрации и во внутрь можно попасть только с экскурсоводом. Сам храм очень мал. Его постройка относится к ХIV веку.
Греческая церковь Иона Богослова - состоит из двух частей. Вехняя часть храма находится под черепичной крышей и изредка используется для службы, от нижнего храма уцелели только стены используемые в качестве церковного двора.
Церковь Святого Димитрия - это церковь с городским фонтаном, который расположен чуть ниже в нескольких метрах от храма. Церковь судя по всему стоит на водоносной жиле идущей в город от башни Джованне Де Скафа, которая расположена на холме над городом. Ныне церковь армянская, а фонтан д сих пор дейсвующий и в нём есть вода собираемая с окрестных холмов ещё оставшимися трубами.
Помимо фонтана на территории крепостного двора ещё частично сохранилось несколько средневековых гидротехнических сооружений. Это генуэзский мостик:
Арка крепостной стены над ручьём:
Турецкий бастион на отрогах Тепе-Оба.
Западная стена города
Афанасий Никитин - Хождение за три моря. Помните такого?