Крепость Фуна расположенная у отрогов Южного Демержджи, в двух километрах севернее села Лучистого. что над Алуштой, могла бы дойти до наших дней в неплохо сохранившемся виде, если бы не великое Крымске землетрясение 1927 года. Во время этой природой катастрофы укрепление было почти полностью разрушено. Но не смотря на это досадное обстоятельство в укреплении Фуна до сих пор есть на что посмотреть.
К укреплению можно добраться как пешком, так и на машине, но дорога ведущая к крепости не самого лучшего качества, а идти далековато. Поэтому туристов там не много. В основном это любители конных прогулок и стрельбы из лука. Рядом с крепостью есть базы отдыха предоставляющие услуги конных горных прогулок, а в самой крепости можно пострелять по мишеням из спортивного лука.
В районе укрепления бьёт множество родников, а у подножия холма на котором стоит укрепление течёт река Димерджи, поэтому люди в этих местах стали селиться очень давно. К тому же внизу проходила древняя гужевая дорога ведущая из долины реки Салгир через Ангарский перевал к крепости порту Алустон. Так что с географической точки зрения укрепление расположено весьма успешно.
Судя по стилю фортификационной постройки и остаткам круглых башен, крепость в этих краях появилась ещё во времена Римской империи, и была часть системы обороны Алуштинской долины. И в правду, с крепостного холма открывается прекрасный вид на все дороги ведущие в долину Алушты и исары: Костель, Сераус, Ай-Йори, Эклизи-Бурун, Пахкал-Кая и собственно крепость Алустон. Единственное укрепление которого не видно из Фуны, это Сотера - её скрывает Димерджи и Хой-Кая.
Впервые упоминая о крепости встречаются в патриарших актах 1377—1379, 1384 и 1390 гг. по поводу препирательства за приходы между Херсонским, Готским и Сугдейским митрополитами, а также в близких им по времени казначейских списках Каффы - в те годы принадлежащей Генуэзцам. Но Фуной Генуэзцы никогда не владели - крепость была восточным форпостом княжества Феодоро. Князья Феодориты выстроили ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив основных крепостей генуэзцев. Эти крепости, с одной стороны, контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов и местом таможенного контроля на торговых путях в нутри полуострова. Такие действия феодоритов были вызваны борьбой между княжеством и генуэзцами за обладание побережьем.
Крепость, как фортификационное сооружение и часть укрепрайона существовала довольно долго, при этом она множество раз перестраивалась и расширялась. Результаты раскопок показали, что в 1459 году крепость достигла своих максимальных размеров - 105 м в длину и 52 м в ширину, и судя по всему, пострадавшая в результате военных действий и землетрясений, была капитально перестроена и значительно усилена. В частности — был возведен 15-метровый трёхъярусный донжон, внутренние размеры которого составляли примерно 6?10 м при толщине стен 2,3 м. Донжон, расположенный в районе ворот, обеспечивал прикрытие вылазных калиток и прострел прилегающей площади цитадели. Гарнизон замка составлял примерно 30—40 воинов. Но с приходом в Крым в 1475 году турок-османов крепость была частично разрушена во время штурма и с развитием артиллерии полностью утратила своё фортификационное значение и с тех пор, большей частью использовалась как жилой постоялый двор, стоящий на дороге из степного Крыма на его южный берег.
Стоит заметить, что важное место в крепости занимала церковь св. Феодора Стратилата, руины которой можно наблюдать и сегодня. После разрушения крепости в 1475 году турками-османами именно церковь сохранилась лучше всего. Церковь св. Феодора Стратилата неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, в результате она сохранялась до начала XX века.
Совсем рядом с развалинами крепости находится глыбовой хаос — нагромождение огромных каменных глыб и камней. Это результат грандиозного обвала 1894 года и последующих обвалов. В результате обвала местные жители покинули территорию. Впоследствии значительный урон сооружениям нанесло Ялтинское землетрясение 1927 года.
Где найти и как проехать: